Опубликовано 21 октября 2024, 21:54

Тайна мерцания Бетельгейзе: ученые нашли невидимого компаньона

Американские астрофизики из Института Флэтайрон в Нью-Йорке предложили новое объяснение странному мерцанию Бетельгейзе, одной из самых ярких звезд на ночном небе. Исследование опубликовано в научном издании The Astrophysical Journal (TAJ).

Бетельгейзе, или Альфа Ориона, — красный сверхгигант, который находится в 642,5 световых года от Земли. Эта звезда в 100 тыс. раз ярче нашего Солнца и более чем в 400 млн раз больше его по объему. Бетельгейзе приближается к концу своего жизненного цикла, который закончится превращением в сверхновую. Последующий за этим взрыв будет настолько ярким, что его будет видно днем с Земли в течение нескольких недель.

Астрономы заметили, что яркость Бетельгейзе изменяется в двух режимах: первый длится чуть дольше года, а второй — около шести лет. До сих пор ученые не могли точно объяснить причину этих длинных вторичных периодов.

Согласно новой теории, изменения яркости Бетельгейзе вызваны невидимой звездой-компаньоном, которая вращается вокруг светила. Эта звезда, названная Alpha Ori B, проносится через космическую пыль, которую производит и выбрасывает Бетельгейзе. Вытесненная пыль изменяет количество звездного света, достигающего Земли, влияя на видимую яркость звезды.

Исследователи использовали объединенные данные прямых наблюдений за Альфой Ориона с результатами передовых цифровых моделей, чтобы подтвердить существование Alpha Ori B. Если эта звезда действительно существует, то Бетельгейзе не превратится в сверхновую в ближайшее время.

Это открытие не только помогает лучше понять процессы, происходящие в космосе, но и дает новые данные для изучения эволюции звезд и их взаимодействия с окружающей средой.