Опубликовано 05 июня 2024, 07:01

Создание нуклеотидов ДНК с помощью радиации: прорыв в астробиологии

Ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в сотрудничестве с зарубежными коллегами сделали прорыв в области синтеза органических соединений. Используя радиацию, они смогли получить сложные органические соединения из более простого вещества - формамида.

Формамид, также известный как амид муравьиной кислоты, широко распространен в межзвездной и межпланетной средах. Он состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Ранее было доказано, что при нагревании формамида можно получить сложные органические соединения. Однако ученые из ОИЯИ установили, что радиация повышает эффективность этого процесса.

В лабораторных условиях исследователи облучили смесь формамида и метеоритов протонами с энергией, сопоставимой с энергией частиц космических лучей. Это позволило им получить нуклеотиды - сложные природные соединения, состоящие из азотистых оснований, сахаров и фосфатной группы.

Это открытие может иметь далеко идущие последствия для нашего понимания происхождения жизни. Ученые планируют продолжить исследования в этой области, в том числе и в космосе. В настоящее время ведется подготовка к новому этапу научной работы - астробиологическому эксперименту «Астробио», в ходе которого будет изучаться создание пребиотических соединений из смеси древних горных пород и формамида в условиях открытого космоса.