Кустарное ПВО: как Украина запускает западные ракеты из советских зенитных систем
Украина заявила, что смогла адаптировать старые американские ракеты «воздух – воздух» AIM-9M для запуска с земли. В результате должен получиться устаревший и средний по возможностям, но рабочий зенитный ракетный комплекс. Куда более интересно, что AIM-9M - это лишь часть большой кампании по интеграции западных компонентов со старыми советскими или вовсе кустарными системами. О том, зачем Украине списанные американские ракеты и как нужда заставила инженеров играть с деталями как с конструктором - в материале "Газеты.Ru".
Новая ракета, старая идея
В конце лета 2023 года Соединенные Штаты объявили, что передут Украине ракеты AIM-9M Sidewinder. Это устаревшая версия стандартной американской ракеты класса "воздух - воздух" для ближнего маневренного боя, в ВВС США ее заменила версия AIM-9X. Смысл этой поставки был неочевиден - современный бой между истребителями, как правило, ведется на больших дистанциях, и именно на расстоянии во многие десятки километров российские Су-35 и Су-30 имеют решающее преимущество над устаревшими украинскими Су-27 и МиГ-29. Ракета ближнего боя здесь ничем не поможет, да и запас аналогичных советских Р-73 (причем превосходящих по характеристикам версию M) еще не должен был закончиться.
Как теперь сообщила Financial Times, Sidewinder нужны Украине не для воздушных боев, а для использования в качестве зенитной ракеты. По словам анонимного украинского чиновника, изделия передали в нерабочем виде.
«Мы их починили. Мы нашли способ запускать их с земли. Это своего рода самодельная противовоздушная оборона», - сказал он.
Некоторые обозреватели увидели в этом либо пример необычайной смекалки, либо индикатор отчаянного положения ВСУ. В действительности же в этой идее нет ничего странного или нового, более того - армия США много лет использовала предыдущие версии Sidewinder в этом качестве.
Как работает Sidewinder
На ракете установлена инфракрасная головка самонаведения (ГСН). Ее оптическая система способна фиксировать источники тепла, а карданный подвес - поворачивать объектив за ними. При применении с истребителя Sidewinder подвешивается на подкрыльевых пилонах и направлен туда же, куда и нос самолета. Летчик направляет нос самолета на цель, головка захватывает источник тепла, и с этого момента карданный подвес поворачивает объектив вслед за ним. В качестве альтернативы указывать вражескую цель может не летчик корпусом самолета, а бортовая РЛС.
Перед стартом обязателен захват цели ГСН, что накладывает большие ограничения на стрельбу: летчик производит пуск, лишь услышав в наушниках "хороший" звуковой сигнал о захвате от ракеты.
Как правило, головка начинает "видеть" цель за пару десятков километров. На практике это зависит от многих факторов: нахождения на фоне неба или земли, насколько мощный у самолета двигатель, использует ли он форсаж, повернут ли самолет к наблюдателю двигателем или кабиной, применяются ли технологии снижения заметности, состояния атмосферы и многого другого.
При этом ракете во многом безразлично, находится ли она в воздухе или на земле.
Пуск с неподвижной платформы, из плотных слоев атмосферы и снизу вверх значительно снизят предельную дальность полета, но ничего не поменяют с точки зрения принципа работы системы.
В 1960-х годах США решили ради экономии денег отказаться от разработки специализированного наземного ЗРК ближнего радиуса действия, и вместо этого использовать слегка модифицированные Sidewinder, изначально версии AIM-9D. Так появилась система MIM-72 Chaparral. Она представляет собой модифицированный бронетранспортер M113 с высокой башней, на которой закреплены четыре ракеты. Внутри башни находится оператор, который наблюдает за обстановкой через стекло, направляет ракеты на цель и производит пуск. Чтобы заранее предупредить оператора о подлете вражеского самолета, вместе с Chaparral использовалась мобильная РЛС AN/MPQ-49, располагаемая на высокой мачте.
Поскольку ракета стартовала, не имея начальной скорости, ее дальность упала до 5 км, а предельная высота - до 4 км. Главными плюсами Chaparral были простота и дешевизна, и потому когда в 1990-х годах угроза войны с СССР исчезла, систему списали из армии США. Ее продолжают использовать в Чили, на Тайване и в ряде других стран.
Количество бьет качество
Неизвестно, передавали ли США Украине установки Chaparral, но в этом нет большой нужды. Эта машина очень проста и в том или ином варианте ее могут смонтировать как украинские, так и восточноевропейские заводы. Ракеты AIM-9M были созданы в начале 1980-х годов и по своим характеристикам лучше, чем те, которые использовал оригинальный Chaparral. Однако в любом случае такой ЗРК будет хуже даже старых советских "Буков" и "Ос", не говоря уже о западных IRIS-T и NASAMS. Зачем же тогда американцы поставляют Sidewinder?
Дело в том, что Украина не производит зенитные управляемые ракеты к старым комплексам, а если и сумеет развернуть такое производство с нуля, то поначалу оно будет мелкосерийным.
Запасы советских ракет тают с каждым днем, а российские "Калибры", согласно официальному Telegram-каналу Минобороны, не закончатся никогда.
Куда быстрее "Калибров" и Х-555 истощают украинские запасы ЗУР дешевые дроны, вроде "Ланцетов", "Орланов" и тех, которые носят название "Герань-2". Вдобавок, "Герани" и крылатые ракеты летят низко и скрываются за складками рельефа местности, поэтому для борьбы с ними ЗРК должны быть рассредоточены по как можно большей площади. Следовательно, важно не столько качество систем, сколько их количество.
Советско-американское производство
Превращение Sidewinder в зенитные ракеты - лишь часть большой кампании по затыканию дыр украинской системы ПВО подручными средствами. Например, современный британский аналог AIM-9, ракету ASRAAM, также адаптировали для запуска с автомобильного шасси. Для этого на грузовик SupaCat HMT-600 установили направляющие для двух ракет и выдвижную мачту с набором сенсоров.
Судя по внешнему виду, мачта - это система Chess Dynamics Hawkeye с тепловизором, лазерным дальномером и камерой с 30-кратным увеличением. ASRAAM может захватить цель после старта, и потому дальность ее применения ограничена лишь способностью оператора заметить цель и запасом топлива ракеты. По приблизительным оценкам, при старте с земли она улетит на 10 и более километров, хотя "наземная" версия ASRAAM не имеет даже публичного названия и с уверенностью говорить о ее возможностях нельзя.
Компанию украинскому Chaparral и безымянной британской системе составляют "Бук" и "Куб", переделанные для использования авиационных ракет AIM-7 Sparrow. "Куб" - это советский ЗРК средней дальности, разработанный в 1960-х годах, предшественник "Бука". И та, и другая система использует ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН. Говоря простым языком, радар установки непрерывно подсвечивает цель, и радиоволны от нее отражаются во все стороны. Их улавливает расположенный на ракете более простой, дешевый и легкий локатор, работающий только на прием. Он определяет положение цели и автоматика направляет ракету для перехвата.
По такому же принципу наводится авиационная ракета средней дальности AIM-7 Sparrow. Она была адаптирована к наземному пуску и использовалась для защиты американских кораблей, пока ее не сменил модернизированный вариант ESSM.
К удивлению многих, более 10 лет назад польские инженеры компании WZU смогли адаптировать ESSM к самоходной огневой установке "Куба", а также предложили сделать тоже самое для схожей AIM-7. Неясно, как именно удалось получить этот кентавроподобный гибрид, о котором не могли даже помыслить при создании оригинальных систем, но в начале 2010-х годов он не пошел в серию исключительно по причине отсутствия покупателей.
По мнению многих экспертов, именно для создания таких гибридов Sparrow и "Куба"/"Бука" США и передают Украине AIM-7 с лета 2023 года. При пуске с земли дальность применения Sparrow составляет около 30 км, что делает ее примерно равной по возможностям ракетам украинских «Бук-М1». Поскольку США отказались как от авиационного, так и от корабельного варианта Sparrow, цену их поставки Украине можно считать отрицательной - не придется платить за утилизацию.
Предел фантазии
Когда в 2022 году в Донбассе обнаружили обломки противорадиолокационной ракеты AGM-88 HARM, многие специалисты по авиационной технике сочли это фейком. Советские истребители считались несовместимыми с американской ракетой по всем параметрам, в том числе по устройству балочного держателя, по электропитанию, по системе управления и бортовому компьютеру. Потом и Украина, и США официально признали поставку этих ракет, а в соцсети было выложено множество видео и фото, на которых из-под крыльев МиГ-29 и Су-27 виднелись характерные большие рули HARM.
И если в случае с AGM-88 способ интеграции до сих пор неясен, то про адаптацию Storm Shadow к Су-24М известно куда больше. На опубликованных украинскими силами видео виден балочный держатель, которым ракета крепится к самолету. Эксперты по западным системам вооружения смогли определить, что к Су-24 прикрепили балку от британско-германского истребителя-бомбардировщика Panavia Tornado. О том, как устроена система управления таким гибридом, информации нет.
Неясно, где находится предел возможного при таком "скрещивании". Например, весной 2023 года издание Politico сообщило, что Пентагон рассматривает возможность интеграции дальнобойных авиационных ракет AIM-120 на украинские самолеты советского производства.
На украинских Су-27 и МиГ-29 установлены старые и не очень хорошие радары, по всем параметрам уступающие современным российским «Н035 Ирбис» самолета Су-35. Поэтому целесообразность адаптации дальнобойных ракет к "близорукому" самолету вызывает сомнения - если только ВПК стран Запада не сможет решить и эту проблему.
Логично предположить, что чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше сюрпризов смогут предложить друг другу стороны.