Опубликовано 21 октября 2024, 16:20

Как грибы учатся: японские ученые раскрыли, как древесные грибы исследуют и осваивают окружающую среду

Японские ученые из Университета Тохоку совершили значительное открытие в области микологии, доказав, что грибы способны изучать свое окружение и адаптироваться к нему для наиболее эффективного распространения. Результаты их исследования были опубликованы в научном журнале Fungal Ecology (FungEco).

В ходе эксперимента ученые использовали древесный гриб Phanerochaete velutina, который обитает в лесах умеренного пояса. Они разместили девять колонизированных грибом деревянных брусков в двух конфигурациях: кольцом и крестом. Затем они наблюдали, как гриб распространяет свои мицелиальные нити, изучая окружающую среду.

Исследователи обнаружили, что нити мицелия распространялись в разные стороны, пока не встречали мицелий из соседних блоков. После соединения эти нити начинали вести себя как единое целое, направляя свои усилия в те области, которые с наибольшей вероятностью приводили к успешному поиску пищи.

При круговом расположении блоков число связей мицелия было примерно одинаковым для всех блоков. Однако к 116-му дню усики для сбора пищи были направлены только наружу, а область внутри круга оставалась пустой. Как и почему гриб определил, что эту территорию не нужно изучать, остается неизвестным.

При крестообразной компоновке четыре блока на кончиках креста имели больше всего мицелиальных связей, а усики для сбора пищи расходились наружу из всех четырех точек. Эти четыре точки, как предположили исследователи, представляли собой лучшие форпосты, с которых гриб мог проводить свое исследование окружающей среды.

Ученые пришли к выводу, что гриб распознает структуру своего окружения и передает эту информацию по сети для координации деятельности, что позволяет ему оптимизировать свое формирование в этой среде.

Это открытие имеет важное значение для понимания механизмов принятия решений грибами, слизевиками и другими организмами, и может привести к новым методам управления и контроля за их распространением.